ФАС не справляется с ростом цен на топливо

0+ Показать на карте

Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС России в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.
Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС России не могла оставить в стороне действия нефтяников. Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС России «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС России возбудила дело по поводу рынка бензина. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС России размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался В.В. Путину о проделанной работе. Руководитель ФАС Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти». Уже в декабре 2014 года Владимир Путин был удивлен ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. «Это как вообще понять? Куда ФАС (Федеральная антимонопольная служба) смотрит?» – возмутился тогда российский президент. При этом в августе 2014 года Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на совещании у президента РФ Владимира Путина заявил, что задача по удержанию цен на топливо в России вполне выполнима. Cлова расходятся с делом. — Мы считаем, что эта задача по-прежнему достижима. Некоторое беспокойство вызывал рост цен на топливо в небиржевом сегменте. Но с учетом того, что начиная с середины ноября обычно происходит снижение спроса и падение цен, мы считаем задачу удержания этих цен выполнимой, — доложил президенту Игорь Артемьев. — Для этого в правительстве намечен большой план мероприятий, благодаря которым мы все эти проблемы решим. Как оказалось не решили.

И вот ситуация повторяется. Министерство энергетики и ФАС планируют в текущем году не дать ценам на нефтепродукты расти. Замминистра энергетики Алексей Текслер на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева: «Мы рассчитываем, что будем стараться держать эту ситуацию на контроле, и несмотря на то что у нас, вы знаете, акцизы у нас в этом году растут два раза по бензину, мы постараемся с ФАС сдерживать цены на нефтепродукты в пределах инфляции». ФАС рассчитывает, что необоснованного роста цен на бензин после грядущего повышения акцизов не будет, однако динамику предсказать сложно, признал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

С 1 апреля ставка акциза на автомобильный бензин повысится на 2 рубля за литр, на дизельное топливо — на 1 рубль за литр. Инициатива, с которой выступил Минфин РФ, была одобрена парламентом, а 29 февраля документ подписал Владимир Путин.

Напомним, что в своем обращении депутаты Госдумы указывали, что в других странах цена на бензин падает. Рынки Китая, США и Саудовской Аравии отреагировали на снижение нефтяных котировок (с 114 долларов за баррель в июне 2014 года до 30 долларов в январе 2016). В этих странах купить бензин можно за 1,5, 10 и 18,9 рубля соответственно.

 
 
0
0
0
Рейтинг записи: Минимальный (0) По этой записи ещё никто не голосовал
Репостов: Нет (0) Эту запись ещё никто не репостил
Комментариев: Нет (0) Регистрация не требуется