![]() ![]() Фильм "Собачье сердце"0+ Показать на карте
рецензияфильм
Стоит заметить, что сам режиссёр кинокартины Собачье сердце признался, что оригинальную повесть он прочитал, только после того, как появилась идея для снятия фильма. Фильм с самого начала предстаёт перед зрителем в очень мрачных тонах, физически ощущается та разруха, которую нам пытается показать режиссёр. Необходимо сказать, что хотя эта разруха действительно является отражением того, что происходило в нашей стране в двадцатые годы прошлого века, несмотря на это, акценты в фильме сильно смещены в сторону того, что виновато в этом только большевистское правительство и больше никто. Как то забывается, что была война, гражданская война, которая унесла десяток миллиона жизней, что страна поднималась с самого низа, и такая разруха была следствием тяжёлого времени, которое переживала наша родина. Центральными персонажами повести и фильма являются: профессор Преображенский, его помощник доктор Борменталь, и созданный Филиппом Филипычем человек – Шариков. Дополняют этих персонажей: Швондер – член домоуправления, Зинаида – домработница профессора, и Дарья Петровна – кухарка. Актёрский состав подобран, на мой взгляд, безупречно, старые актёры ещё умели играть и характеры своих персонажей они передали очень хорошо. Итак, перед нами Москва после гражданской войны. Большинство людей едва сводят концы с концами, многие голодают, среди всей этой нищеты и разрухи выделяется наш главный герой – профессор Преображенский. У него не бывает недостатка в пище, он живёт в большой квартире в восемь комнат, у него большие связи в новом правительстве, и масса преданных пациентов, поскольку, он выдающийся специалист в своей области.
Но личность профессора Преображенского довольно противоречивая, с одной стороны, это прекрасный врач, отличный специалист, а с другой стороны – сноб и пошляк, который не видит ничего дальше собственного носа. Его беспокоит и раздражает то, что выключается электричество, а не то, что в стране голод, его беспокоят такие мелочи, как отсутствие ковров в подъездах, или то, что пролетарии поют хором, а не метут улицы. Филипп Филипыч терпеть не может 80% населения России, что проявляется, например, в его заявлениях о том, что он не любит пролетариат, пренебрежителен в отношении к буржуям. Достаточно вспомнить его фразу: “недорезанные большевиками буржуи”, то есть, пока большевики резали буржуев, было всё в порядке, но когда у него начало выключаться электричество – всё, трагедия. А буржуи, это всего лишь торговцы или предприниматели на сегодняшний день, или владельцы заводов, газет, пароходов… Всё что интересует профессора Преображенского, это то, чтобы у него было признание, деньги, комфорт и больше ничего. Например, в книге существует один весьма интересный момент: когда с профессором договариваются о незаконном аборте четырнадцатилетней девушки, любовницы какого-то богатея, и это, кстати, дополняет образ и характер Филиппа Филипыча. И профессор данную ситуацию комментирует так: “ ах господа, господа!”, однако на операцию соглашается, ведь пятьдесят червонцев не лишние. В фильме, увы, данный момент вырезан. Так же, профессор Преображенский частенько противоречит сам себе, например, в самом начале фильма, когда он привёл домой Шарика, доктор Борменталь спрашивает его: “как же вам, Филипп Филипыч удалось подманить такого нервного пса?”, после того, как тот его укусил. На что профессор отвечает: “Лаской, единственным способом, который возможен при общении с любым живым существом, ведь террором ничего добиться нельзя, будь он красный, белый или даже коричневый!” Однако буквально через 20-30 минут, профессор начинает рассуждать, что везде разруха и единственно как можно с ней справиться, так это каждому пролетарию приставить городового, который должен над ними надзирать и наказывать за неповиновение. Так же, необходимо отметить, что операции, проводимые профессором, большей частью, были направленны на эффект омоложения организма, и его эксперимент с Шариковым, имел такую же подоплёку. То есть, его деятельность, не являлась какой-то необходимостью или тем более, помощью населению, а скорее, на тот момент его практику можно было охарактеризовать, как удовлетворение капризов обеспеченных людей. И понятно, что о его необходимости для того общества, которое живёт в разрухе, говорить не приходится. Ведь сам профессор, палец о палец не ударил, для того, чтобы общество стало чуточку лучше. Он не организовал, к примеру, никаких лекций по соблюдению гигиены для людей, о сохранении здоровья, у него, кстати, нет бесплатного приёма. А когда к нему пришла пожилая женщина, для того, чтобы посмотреть говорящую собачку, вместо того, чтобы проявить хоть какую-то вежливость к человеку, который гораздо старше него самого, он просто её грубо выпроводил. Сам профессор Преображенский, убеждает доктора Борменталя, чтобы тот, ни в коем случае не шёл на преступление: “мол, проживите свою жизнь с чистыми руками”. Однако его лично, от преступления удерживает только возможность разоблачения и посадки, а ни как не его совесть или желание сохранить руки в чистоте, к тому же, как мы помним по книге, он с лёгкостью согласился провести незаконный аборт. Филипп Филипыч предстаёт перед нами типичным русофобом, который крайне пренебрежительно относится к своей стране и её населению. Он ни на минуту не задумывается о том, что тёплые батареи и свет в его доме, это результат работы тех пролетариев, которых он терпеть не может, о которых он говорит, что они отстали от Европы на двести лет и, едва научились застёгивать штаны. Профессор забывает, что в то время города пополнялись в основном, людьми из деревень, 90% нового населения городов приехало из деревень. Эти люди в своей жизни не видели ничего, кроме деревянных домов с земляным полом, сараев, скотины, и это вовсе не означает, что они отсталые люди. И понятно, что в городских условиях им достаточно трудно адаптироваться.
Роль доктора Борменталя великолепно исполнил актёр Борис Плотников, в других кинокартинах я его игру, к сожалению, не видела, но на данную роль он подошёл отлично. Его персонаж на самом деле безликий, он не представляет собой никого и ничего, это просто безмолвный ассистент профессора, который его боготворит. Плюс ко всему, в фильме он показан каким-то маньяком, преследующим понравившуюся ему девушку, мы конечно все понимаем, что он её как бы провожает, ведь он культурен и скромен, однако выглядит это немного странно и двусмысленно. К тому же, он жутко начинает ревновать, когда узнаёт о том, что эта самая девушка встречается с Шариковым и собирается за него замуж. Ещё один главный герой всей этой затеи – Владимир Толоконников, исполнявший роль Шарикова, он отлично вжился в своего персонажа. Актёр неплохой, я видела его и в других фильмах, играет он примерно одинаково, просто эта роль ему именно подошла. Стоит отметить, что сам Шариков получился в результате пересадки гипофиза собаке от убитого алкоголика Клима Чугункина. Не будем вдаваться в анатомические научные подробности этой операции, поскольку, это всё-таки фантастическое произведение, скажем только одно, что по фильму, да и по книге тоже, Шариков унаследовал некоторые черты этого Клима Чугункина (склонность к пьянству, к разврату, игре на балалайке, и склонность к хамству). При всём при этом, каким бы мерзким образом не предстал перед нами Шариков, он в данном произведении всё же, является жертвой. Он жертва профессора Преображенского и его ассистента Борменталя, которые превратили его в человека, однако не выделили ни капли своего времени для того, чтобы его обучить чему-то, как-то его воспитать, объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо, для того, чтобы превратить его в действительно достойного члена нашего общества. Всё что хотел профессор Филипп Филипыч, так это то, чтобы Шариков оставил его в покое, при этом, нести за него какую-либо ответственность категорически отказывались.
Так же, стоит заметить, что получившийся из собаки Полиграф Полиграфович Шариков, постарался устроить свою жизнь. Он устроился на работу, стал расти по карьерной лестнице, конечно, воровские замашки у него остались, но всё же, это вопрос воспитания. Однако кое-что хорошее получалось, видимо это результат общения со Швондером, давайте рассмотрим и его. Актёр Роман Кварцев, исполнивший роль Швондера, так же, отличный и талантливый человек, его персонаж получился очень харизматичным, а главное правдоподобным. Швондер представляет собой достаточно яркую персону, однако совершенно идиотскую. Швондер – дурак, но всё же, он дурак ответственный и ответственно выполняет возложенные на него обязанности. Он старается обеспечить порядок в доме, он старается организовать население этого дома, чтобы оно поддерживало порядок, в общем, он не боится брать на себя ответственность, Зинаида и Дарья Петровна, роли которых исполнили актрисы Ольга Мелихова и Нина Русланова, представлены как безмолвные служанки, идеальные с точки зрения профессора, которые никогда не будут ратовать за свои права, никогда не будут проявлять какое-то недовольство, а будут выполнять все прихоти своего хозяина. Может быть, они и неплохо устроились у него, однако стоит ли хорошее устройство унижений? Достаточно посмотреть, как профессор к ним пренебрежительно относится, они всего лишь слуги, но, кстати, именно это пренебрежительное отношение передалось Шарикову, он же, как губка впитывает всё плохое. Вспомните, как Шариков говорил о Зинаиде Прокофьевне: “тоже мне, простая прислуга, а форсу как у комиссарши!”. Самое интересное, что в книге чётко заметно, что Шариков является альтер эго профессора Преображенского, то есть представляет собой, сдерживаемые им отрицательные черты. Что можно сказать о роли данной кинокартины, чему же она нас учит? К сожалению, этот фильм нельзя назвать хорошим, он нас не учит абсолютно ничему, единственное, что он пытается показать, это то, как большевизм ужасен. Что большевики – это неграмотное быдло, которое уничтожило культурную Россию, что только из-за того, что пришёл к власти большевизм, мы вынуждены общаться с этой чернью, а не ходим все в графьях и раскланиваемся друг другу! А ведь большевики, это неплохие работящие люди, однако по фильму этого не видно, там сделан акцент на их безграмотность и тупость.
Однако, конечно талантливейшие актёры, талантливейшие режиссёры, сделали фильм Собачье сердце ещё более страшным и опасным. Как сказал Пушкин – нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся! |