Фильм "Собачье сердце"

0+ Показать на карте
рецензияфильм

/userfiles/0/0/4/77335.jpgСнять фильм по книге достаточно сложно, а снять хороший фильм по книжному сценарию – ещё сложнее. Однако в 1988 году, у Владимира и Натальи Бортко получилось снять отличный фильм по одноимённой повести Михаила Булгакова “Собачье сердце”. Сразу стоит отметить, что повесть великого писателя, была написана в ранний период творчества автора, она не подвергалась тщательной доработке и шлифовке. Сам Булгаков, вероятно, считал данное произведение не слишком удачным, поскольку, никогда не отправлял его в издательство и не дорабатывал язык изложения сего шедевра. Доказательством этого служит некоторая корявость фраз, постоянные повторы, логические противоречия в самом произведении, и тому подобные вещи. Повесть “Собачье сердце” была издана уже после смерти писателя, и неожиданно стала популярной.

Стоит заметить, что сам режиссёр кинокартины Собачье сердце признался, что оригинальную повесть он прочитал, только после того, как появилась идея для снятия фильма.

Фильм с самого начала предстаёт перед зрителем в очень мрачных тонах, физически ощущается та разруха, которую нам пытается показать режиссёр. Необходимо сказать, что хотя эта разруха действительно является отражением того, что происходило в нашей стране в двадцатые годы прошлого века, несмотря на это, акценты в фильме сильно смещены в сторону того, что виновато в этом только большевистское правительство и больше никто. Как то забывается, что была война, гражданская война, которая унесла десяток миллиона жизней, что страна поднималась с самого низа, и такая разруха была следствием тяжёлого времени, которое переживала наша родина.

Центральными персонажами повести и фильма являются: профессор Преображенский, его помощник доктор Борменталь, и созданный Филиппом Филипычем человек – Шариков. Дополняют этих персонажей: Швондер – член домоуправления, Зинаида – домработница профессора, и Дарья Петровна – кухарка.       

Актёрский состав подобран, на мой взгляд, безупречно, старые актёры ещё умели играть и характеры своих персонажей они передали очень хорошо.

Итак, перед нами Москва после гражданской войны. Большинство людей едва сводят концы с концами, многие голодают, среди всей этой нищеты и разрухи выделяется наш главный герой – профессор Преображенский. У него не бывает недостатка в пище, он живёт в большой квартире в восемь комнат, у него большие связи в новом правительстве, и масса преданных пациентов, поскольку, он выдающийся специалист в своей области.   

/userfiles/0/0/4/kinopoisk.ru-Sobache-serdtse-671204.jpgЕвгений Евстигнеев, признаюсь честно, мой самый обожаемый актёр того времени, я считаю его просто гениальным. В данном фильме он исполнял роль профессора Преображенского Филиппа Филипыча, и исполнил он её просто безупречно. Евгения Евстигнеева я видела во многих других фильмах: “Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён”, “Место встречи изменить нельзя” (ручечник), “Гардемарины вперёд” и так далее, так что я хочу сказать, этот актёр играет совершенно по-разному, он мастер перевоплощения, у него совершенно разные образы.

Но личность профессора Преображенского довольно противоречивая, с одной стороны, это прекрасный врач, отличный специалист, а с другой стороны – сноб и пошляк, который не видит ничего дальше собственного носа. Его беспокоит и раздражает то, что выключается электричество, а не то, что в стране голод, его беспокоят такие мелочи, как отсутствие ковров в подъездах, или то, что пролетарии поют хором, а не метут улицы. Филипп Филипыч терпеть не может 80% населения России, что проявляется, например, в его заявлениях о том, что он не любит пролетариат, пренебрежителен в отношении к буржуям. Достаточно вспомнить его фразу: “недорезанные большевиками буржуи”, то есть, пока большевики резали буржуев, было всё в порядке, но когда у него начало выключаться электричество – всё, трагедия. А буржуи, это всего лишь торговцы или предприниматели на сегодняшний день, или владельцы заводов, газет, пароходов…

Всё что интересует профессора Преображенского, это то, чтобы у него было признание, деньги, комфорт и больше ничего. Например, в книге существует один весьма интересный момент: когда с профессором договариваются о незаконном аборте четырнадцатилетней девушки, любовницы какого-то богатея, и это, кстати, дополняет образ и характер Филиппа Филипыча. И профессор данную ситуацию комментирует так: “ ах господа, господа!”, однако на операцию соглашается, ведь пятьдесят червонцев не лишние. В фильме, увы, данный момент вырезан.

Так же, профессор Преображенский частенько противоречит сам себе, например, в самом начале фильма, когда он привёл домой Шарика, доктор Борменталь спрашивает его: “как же вам, Филипп Филипыч удалось подманить такого нервного пса?”, после того, как тот его укусил. На что профессор отвечает: “Лаской, единственным способом, который возможен при общении с любым живым существом, ведь террором ничего добиться нельзя, будь он красный, белый или даже коричневый!” Однако буквально через 20-30 минут, профессор начинает рассуждать, что везде разруха и единственно как можно с ней справиться, так это каждому пролетарию приставить городового, который должен над ними надзирать и наказывать за неповиновение.

Так же, необходимо отметить, что операции, проводимые профессором, большей частью, были направленны на эффект омоложения организма, и его эксперимент с Шариковым, имел такую же подоплёку. То есть, его деятельность, не являлась какой-то необходимостью или тем более, помощью населению, а скорее, на тот момент его практику можно было охарактеризовать, как удовлетворение капризов обеспеченных людей. И понятно, что о его необходимости для того общества, которое живёт в разрухе, говорить не приходится. Ведь сам профессор, палец о палец не ударил, для того, чтобы общество стало чуточку лучше. Он не организовал, к примеру, никаких лекций по соблюдению гигиены для людей, о сохранении здоровья, у него, кстати, нет бесплатного приёма. А когда к нему пришла пожилая женщина, для того, чтобы посмотреть говорящую собачку, вместо того, чтобы проявить хоть какую-то вежливость к человеку, который гораздо старше него самого, он просто её грубо выпроводил.

Сам профессор Преображенский, убеждает доктора Борменталя, чтобы тот, ни в коем случае не шёл на преступление: “мол, проживите свою жизнь с чистыми руками”. Однако его лично, от преступления удерживает только возможность разоблачения и посадки, а ни как не его совесть или желание сохранить руки в чистоте, к тому же, как мы помним по книге, он с лёгкостью согласился провести незаконный аборт.

Филипп Филипыч предстаёт перед нами типичным русофобом, который крайне пренебрежительно относится к своей стране и её населению. Он ни на минуту не задумывается о том, что тёплые батареи и свет в его доме, это результат работы тех пролетариев, которых он терпеть не может, о которых он говорит, что они отстали от Европы на двести лет и, едва научились застёгивать штаны. Профессор забывает, что в то время города пополнялись в основном, людьми из деревень, 90% нового населения городов приехало из деревень. Эти люди в своей жизни не видели ничего, кроме деревянных домов с земляным полом, сараев, скотины, и это вовсе не означает, что они отсталые люди. И понятно, что в городских условиях им достаточно трудно адаптироваться.

/userfiles/0/0/4/kinopoisk.ru-Sobache-serdtse-1716822.jpgИтак, перед нами человек, который вообще не думает о благополучии своей страны, благополучии общества, считает себя уникумом, которому все должны по определению, и такая персона, в общем-то, пойдёт на любое преступление, если ему это будет выгодно.

Роль доктора Борменталя великолепно исполнил актёр Борис Плотников, в других кинокартинах я его игру, к сожалению, не видела, но на данную роль он подошёл отлично.

Его персонаж на самом деле безликий, он не представляет собой никого и ничего, это просто безмолвный ассистент профессора, который его боготворит. Плюс ко всему, в фильме он показан каким-то маньяком, преследующим понравившуюся ему девушку, мы конечно все понимаем, что он её как бы провожает, ведь он культурен и скромен, однако выглядит это немного странно и двусмысленно. К тому же, он жутко начинает ревновать, когда узнаёт о том, что эта самая девушка  встречается с Шариковым и собирается за него замуж.                    

Ещё один главный герой всей этой затеи – Владимир Толоконников, исполнявший роль Шарикова, он отлично вжился в своего персонажа. Актёр неплохой, я видела его и в других фильмах, играет он примерно одинаково, просто эта роль ему именно подошла.

Стоит отметить, что сам Шариков получился в результате пересадки гипофиза собаке от убитого алкоголика Клима Чугункина. Не будем вдаваться в анатомические научные подробности этой операции, поскольку, это всё-таки фантастическое произведение, скажем только одно, что по фильму, да и по книге тоже, Шариков унаследовал некоторые черты этого Клима Чугункина (склонность к пьянству, к разврату, игре на балалайке, и склонность к хамству). При всём при этом, каким бы мерзким образом не предстал перед нами Шариков, он в данном произведении всё же, является жертвой. Он жертва профессора Преображенского и его ассистента Борменталя, которые превратили его в человека, однако не выделили ни капли своего времени для того, чтобы его обучить чему-то, как-то его воспитать, объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо, для того, чтобы превратить его в действительно достойного члена нашего общества. Всё что хотел профессор Филипп Филипыч, так это то, чтобы Шариков оставил его в покое, при этом, нести за него какую-либо ответственность категорически отказывались.

/userfiles/0/0/4/kinopoisk.ru-Sobache-serdtse-671088.jpgДавайте задумаемся, так ли на самом деле был плох Клим Чугункин? Да, несомненно, разврат, пьянство – это не самые хорошие черты, но, тем не менее, свой хлеб и свои деньги он зарабатывал честным путём, играя на балалайке по трактирам и прочим злачным местам. Многие скажут, что данный вид деятельности так же, бесполезен для общества, однако он честен и не противоречит закону, да и, в конце концов, повеселиться народу достаточно полезно временами. Поэтому положительным персонажем, естественно, Клим Чугункин не является, но он в данном случае жертва, причём невинная, в том плане, что собственно, он не заслужил всего того, что с ним произошло.

 Так же, стоит заметить, что получившийся из собаки Полиграф Полиграфович Шариков, постарался устроить свою жизнь. Он устроился на работу, стал расти по карьерной лестнице, конечно, воровские замашки у него остались, но всё же, это вопрос воспитания. Однако кое-что хорошее получалось, видимо это результат общения со Швондером, давайте рассмотрим и его.        

Актёр Роман Кварцев, исполнивший роль Швондера, так же, отличный и талантливый человек, его персонаж получился очень харизматичным, а главное правдоподобным.

Швондер представляет собой достаточно яркую персону, однако совершенно идиотскую. Швондер – дурак, но всё же, он дурак ответственный и ответственно выполняет возложенные на него обязанности. Он старается обеспечить порядок в доме, он старается организовать население этого дома, чтобы оно поддерживало порядок, в общем, он не боится брать на себя ответственность, /userfiles/0/0/4/kinopoisk.ru-Sobache-serdtse-671085.jpgстарается хоть как-то воспитывать этого Шарикова, даёт ему нужную по своему мнению литературу, но поскольку он дурак, то и результат получается дурацкий, но он старается. Кстати, стоит отметить, что именно благодаря Швондеру, Шариков осознаёт себя как член общества, получает представление о том, что ему необходимы документы, что ему нужна работа и о том, что он должен развиваться дальше.

Зинаида и Дарья Петровна, роли которых исполнили актрисы Ольга Мелихова и Нина Русланова, представлены как безмолвные служанки, идеальные с точки зрения профессора, которые никогда не будут ратовать за свои права, никогда не будут проявлять какое-то недовольство, а будут выполнять все прихоти своего хозяина. Может быть, они и неплохо устроились у него, однако стоит ли хорошее устройство унижений? Достаточно посмотреть, как профессор к ним пренебрежительно относится, они всего лишь слуги, но, кстати, именно это пренебрежительное отношение передалось Шарикову, он же, как губка впитывает всё плохое. Вспомните, как Шариков говорил о Зинаиде Прокофьевне: “тоже мне, простая прислуга, а форсу как у комиссарши!”.

Самое интересное, что в книге чётко заметно, что Шариков является альтер эго профессора Преображенского, то есть представляет собой, сдерживаемые им отрицательные черты.

Что можно сказать о роли данной кинокартины, чему же она нас учит? К сожалению, этот фильм нельзя назвать хорошим, он нас не учит абсолютно ничему, единственное, что он пытается показать, это то, как большевизм ужасен. Что большевики – это неграмотное быдло, которое уничтожило культурную Россию, что только из-за того, что пришёл к власти большевизм, мы вынуждены общаться с этой чернью, а не ходим все в графьях и раскланиваемся друг другу! А ведь большевики, это неплохие работящие люди, однако по фильму этого не видно, там сделан акцент на их безграмотность и тупость.

/userfiles/0/0/4/kinopoisk.ru-Sobache-serdtse-671087.jpgПоэтому данный фильм, это один из тех эпизодов, который в последствии позволил разрушить советский союз. Почему, да потому что кинематограф является одним из важнейших видов искусства. Ленин сказал, что кино – это важнейшее из искусств! Ведь обычные люди (80-90%) читать не любят, они предпочитают смотреть фильмы, и формируют своё мнение под их воздействием. И фильм выполнил свои задачи на отлично: очернил Ленина, очернил революцию и большевизм, вот так вот!

Однако, конечно талантливейшие актёры, талантливейшие режиссёры, сделали фильм Собачье сердце ещё более страшным и опасным. Как сказал Пушкин – нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся!  

Автор: av_sorokina Место: Россия, Москва, Москва Приватность: Всем 19.04.2016 01:19
 
 
102
1
1
Рейтинг записи: Минимальный (102) По этой записи ещё никто не голосовал
Репостов: Максимально (1) Юрий Орлов репостили эту запись
Комментариев: Очень мало (1) Регистрация не требуется